Опасность пневматического гайковёрта.
Периодически на задворках различных автомобильных форумах можно встретить удивлённые возгласы о том, что после недавно проведённого шиномонтажа, через десяток-другой киллометров, колёсные болты либо плохо затянуты, либо вообще откручены. Но почти никто не знает причины этого неприятного явления. А причиной чаще всего становится такое устройство, которое уже достаточно давно вошло в обиход практически любой "шиномонтажки" - пневматический гайковёрт. И редкие автовладельцы знают, что закручивать болты и гайки на автомобильных колёсах пневмогайковёртом СТРОГО запрещено! Но почему? Что же в них такого плохого? Давайте разбираться.
Начнём с теории. Пневмогайковёрты состоят из пневмопистолета, который подключён к шлангу компрессора и задействуется воздухом под давлением. Особенностью конструкции пневматического гайковёрта заключается в возможности регулировать силу закрутки колёсных болтов. Именно поэтому большинство шиномонтажных мастерских его и используют.
Отверстия болтов на дисках намного больше в диаметре, чем резьба самих болтов, которыми диск прикрепляется к ступице. Шляпка этих болтов имеет конусообразное основание. Довольно хитрая конструкция. А сделано это, потому что производитель, рассчитывая посадку диска на ступицу, должен это сделать как можно точнее, так чтобы ось вращения ступицы точно совпала с осью вращения диска, иначе можно попрощаться со ступичным подшипником, так как колесо будет "бить", разрушая его и различные детали подвески. Кроме того необходимо не только правильно выполнить посадку колеса на ступицу, но и прочно, "на совесть" закрепить его в такой позиции.
Для того чтобы центровка отверстий на конусных основаниях гаек была наиболее точной, необходимо выполнять ряд простых указаний: гайки затягивать медленно и только вручную. Тогда колесо сядет на ступицу правильно, не вызывая при этом никаких дальнейших проблем. Если же болты закручивать пневматическим гайковёртом, то колесо сядет неправильно. В чём же дело? А дело в том, что на высокой скорости и под большим давлением, пневмогайковёрт может неправильно затянуть первый болт, то есть конусы болтов займут свои места не так как надо. А если первый болт затянут неправильно, то в таких же неверных позициях будут и остальные болты, так как они затягиваются из положения, в котором находилось колесо относительно ступицы, при закрутке первого болта.
В итоге, когда колесо на ступицу село неправильно, то существует два варианта развития событий: либо колесо разобьёт подшипник, либо оно встанет на место, а вместе с ним на место встанут и болты, которые окажутся недотянутыми. Что в первом, что во втором случае приятного мало. И если вовремя не принять меры, всё это может привести к печальным последствиям. Поэтому, чтобы ничего подобного не произошло, в шиномонтажной мастерской или на станциях техобслуживания требуйте закрутки колеса вашего автомобиля только вручную и навесу, ведь если закрутка будет производиться после того как авто опустили с домкрата, колесо может быть установлено неправильно и результат будет такой же как и при закручивании пневмогайковёртом.